«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому — и болезнь отступит»
А.Н. Стрельникова
Здоровьесбережение является одной из важнейших социальных проблем современности. В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения, начиная с дошкольного возраста.
В подготовительной к школе группе «Звездочки» в работе по сохранению и укреплению здоровья мы используем различные современные здоровьесберегающие технологии, одной из которых является дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья детей. Она служит для развития у них органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Кроме того, дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, очищает легкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород.
В своей работе мы используем различные виды дыхательных гимнастик, которые направлены на тренировку силы вдоха и выдоха, на укрепление физиологического дыхания у детей, на формирование дыхательного аппарата, на развитие плавного, длительного выдоха, на формирование правильного речевого дыхания.
Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.
Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.
Упражнения на формирование дыхательного аппарата
1 упражнение «Ножницы»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки прямые перед собой на уровне плеч, ладони смотрят вниз.
Выполнение: С вдохом – левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука опускается вниз, правая рука поднимается вверх.
2 упражнение «Дерево на ветру»
И.п. – сидя на полу, скрестив ноги, спина прямая.
Выполнение: На вдох – держа прямые руки перед собой, поднять их вверх над головой. На выдох – опускать руки перед собой на пол, немного сгибаясь при этом, будто гнется дерево.
Упражнения на формирование силы вдоха и выдоха
1 упражнение «Подуй на одуванчик»
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Выполнение: Сделать глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочется сдуть с одуванчика пух.
2 упражнение «Бегемотик»
И.п. – сидя на полу, ноги скрестив.
Выполнение: положить ладонь на область диафрагмы и глубоко дышать. Вдох и выдох производится через нос.
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох)
То животик опускается (выдох).
Упражнения на формирование плавного, длительного выдоха
1 упражнение «Парящие бабочки»
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч; вырезанные из бумаги бабочки, подвесить на нитки над головой.
Выполнение: подуть на бабочку так, чтобы она полетела, делая длительный плавный выдох.
2 упражнение «Хомячок»
И.п. – основная стойка
Выполнение: пройти несколько шагов (до 10-15), надув щеки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти еще немного, дыша носом.
Упражнения на формирование правильного речевого дыхания
1 упражнение «В лесу»
И.п. – основная стойка.
Выполнение: представить, что мы заблудились в густом лесу. Сделать вдох, на выдохе произнести «ау».
Можно менять интонацию и громкость и поворачиваться то влево, то вправо.
2 упражнение «Боевой клич индейцев»
И.п. – основная стойка.
Выполнение: имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой.
Можно руководить громкостью, показывая попеременно рукой «тише-громче».
Таким образом, одним из положительных моментов применения дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников является ее доступность, возможность использования в различных режимных моментах, небольшая продолжительность по времени. С помощью дыхательных упражнений воспитанники не только укрепят здоровье, но и будут пребывать в хорошем настроении, а при регулярном выполнении дыхательных упражнений простуды будут обходить детей стороной.
Харитонова Асель Сахавадиновна, воспитатель