Специально оборудованные учебные кабинеты
В учреждении оборудованы групповые комнаты, методический кабинет, которые оснащены оборудованием, содержат специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал, развивающие игрушки и др.), собрана методическая база.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Все групповые помещения для проведения практических занятий с воспитанниками, обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ учебные зоны, объекты спорта. В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей; в том числе уголки уединения оригинальной конструкции. Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. Предметно — пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Объекты для проведения практических занятий
Учебно-методические пособия для проведения практических занятий
Библиотека(и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В методическом кабинете имеется подборка методической литературы, необходимой для работы с детьми, а так же имеется художественная детская литература для дошкольников. В каждой возрастной группе оформлены книжные уголки, которые оснащены книгами, иллюстрациями, портретами детских писателей и поэтов (соответствующими возрастным особенностям детей группы).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие объектов спорта: спортивный зал, совмещенный с музыкальным имеется в каждом здании. В каждой возрастной группе всех зданий созданы физкультурные уголки с необходимыми спортивными атрибутами для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, зарядки после дневного сна, физкультурных развлечений. Имеются спортивные площадки на территории каждого здания.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Содержание образовательной деятельности в МБДОУ д/с №1 «Рябинка» определяется образовательной программой дошкольного образования, разработанной учреждением самостоятельно на основе Федеральной образовательной программы с учетом требований ФГОС ДО.
В воспитательно–образовательном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, а именно: телевизор — 3 шт., ноутбук — 3 шт., мультимедийный проектор — 3 шт., принтер — 3 шт.
Планируется приобрести специальные техническое средства обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья интерактивная панель «Вундеркинд».
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ д/с № 1 «Рябинка» разработаны Паспорта доступности, согласно которым объект признан доступным для всех категорий инвалидов. Для инвалидов на креслах-колясках частично доступен первый этаж с регламентом обслуживания. Территория МБДОУ д/с № 1 «Рябинка» соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, обеспечен доступ к зданию детского сада.
Оборудование помещений МБДОУ д/с № 1 «Рябинка» и прилегающей к ней территории имеет следующие показатели:
- Главные входы в здания МБДОУ д/с №1 «Рябинка» оборудованы кнопками вызова персонала для оказания помощи посетителям, находящиеся в зоне доступа и расположенные у входных дверей.
- Главные входы в здания МБДОУ д/с № 1 «Рябинка» имеют безбарьерные въезды, на главных входах имеются пандусы (съемные) для инвалидов-колясочников.
- На ступенях перед главными входами в здания детского сада имеются маркеры для слабовидящих, в том числе контрастно маркированы дверные проемы.
- Перед главными входами в здания детского сада имеются вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне, внутри зданий специально оборудованны санитарно-гигиенические помещения. В музыкальных залах имеются звукоусилители для массовых мероприятий.
- Сменное кресло-коляска имеется.
- При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет представлено сопровождающее лицо.
В МБДОУ д/с № 1 «Рябинка» разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов. Педагоги детского сада проходят курсы повышения квалификации.
Памятка для инвалидов по вопросам получения услуг и помощи со стороны персонала на объекте
Памятка «РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ»
Реестр доступности значимых (приоритетных) для инвалидов инфраструктурных объектов (ул. Лесная, 2в)
Памятка педагогу «Как работать с детьми с ОВЗ»
Специальные условия питания
В МБДОУ д/с №1»Рябинка» организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 — дневным меню, утвержденным заведующим ДОО.
Соблюдаются санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление №28 от 28.09.2020г.)
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета и изолятора.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
- систематический медицинский контроль за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- контроль за санитарно-гигиеническим состояние образовательного учреждения;
- контроль за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- контроль за выполнением санитарных норм и правил;
- адаптирование детей;
- профилактические осмотры.
Состояние и содержание территорий, зданий, помещений соответствует требованиям действующих санитарных правил. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения. Согласно санитарным правилам разрабатываются:
Режим дня детей в ДОО, с учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
Составляется расписание занятий для каждой возрастной группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры. Прогулка является обязательным элементом режима дня ребенка в ДОО. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, различных видов игр в зависимости от сезона.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ д/с №1 «Рябинка» имеется доступ к сети Интернет через личную точку доступа. Ресурсы сети Интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в методической деятельности сотрудников учреждения. В своей работе сотрудники детского сада используют:
- Операционную систему MS Windows
- Офисный пакет MS Office
- Антивирус
Специализированные программы:
- АИС Электронные услуги в сфере образования (электронная очередь).
- Официальный сайт МБДОУ д/с №1 «Рябинка», имеющий версию версия для слабовидящих, который создан с целью повышения открытости и доступности информации о деятельности учреждения.
Информационная база ДОУ также оснащена электронной почтой detskiisad_ryabinka@mail.ru
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ д/с № 1 «Рябинка» доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Электронные образовательные ресурсы
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено. В случае необходимости специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования могут быть предоставлены. Во время проведения занятий в группах, при зачислении детей инвалидов и лица с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проектов. При необходимости будет проводиться подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не предусмотрено
Нормативно-правовой основой являются следующие документы:
1. Конвенция о правах инвалидов
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181 от 24.11.1995г.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
6. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года
9. СП 59.13330.2020 «СНИП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
10. Закон Кемеровской области от 14.02.2005г. № 25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– это определённая группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Дети с ОВЗ подразумевает наличие у ребёнка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
- с нарушением слуха;
- с дисфункцией речи;
- с патологией опорно-двигательного аппарата;
- с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
- с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
- дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит
дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
Создание комплексной системы психолого-педагогических условий,
способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Информация для родителей:
- о предельно-допустимой норме учебной нагрузки;
- об основных образовательных программах;
- о дополнительных коррекционно-развивающих программах;
- о содержании психолого-педагогической коррекции;
- о возможности и правилах изменений в образовательный маршрут.
План изучения ребёнка включает такие мероприятия, как:
- беседа с родителями (законными представителями);
- изучение медицинской карты ребёнка;
- обследование физического развития;
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством педагога-психолога в ДОУ разрабатываются индивидуальные карты развития ребёнка.
Алгоритм действий родителей ребёнка с ОВЗ для получения заключения ПМПК и записи в школу.
Доступная среда здание 1 — ул. Крупской, 22 (фотографии)
Доступная среда здание 2 — ул. Лесная, 2в (фотографии)
Доступная среда здание 3 — ул. Кооперативная, 10 (фотографии)